Академическая музыка XX века в лицах

Статья №6: На грани классики и поп-музыки. Творчество Людовико Эйнауди

Людовико Эйнауди – бунтарь от мира академической музыки, поклонник поп-музыки 60-ых и человек, которому удалось создать на редкость твердый и эстетичный сплав двух несовместимых музыкальных направлений. Concepture предлагает познакомиться с творчеством и биографией «самого знаменитого композитора, имени которого вы, возможно, никогда не слышали».
Статья №6: На грани классики и поп-музыки. Творчество Людовико Эйнауди

Людовико Эйнауди – итальянский композитор, активно концертирующий по всему миру пианист с классическим образованием и не совсем классическим подходом к музыке. Его работы очень популярны, но иногда хочется сказать, вслед за «Broadway World», что он:

«Возможно, самый известный музыкант, о котором Вы никогда не слышали. Но если Вам нравится кино, телевизионные программы или даже баскетбол, велика вероятность, что с его музыкой Вы, всё же, знакомы».

Людовико родился 23 ноября 1955 года в семье Джулио Эйнауди, довольно заметного итальянского издателя, сына Луиджи Эйнауди (президент Италии с 1948 по 1955), и Ренаты Алдрованди, тоже занимавшейся музыкой. С самого детства в жизни композитора присутствовали два противоречащих друг другу музыкальных мира: академически строгие уроки его матери и бунтарская поп-музыка 60-ых, которую предпочитали его сестры. Не удивительно, что детство, проведенное на стыке двух миров, оказало влияние и на все его последующие работы.

Людовико Эйнауди получил классическое музыкальное образование в миланской Консерватории имени Джузеппе Верди, где оттачивал своё мастерство под руководством Лучано Берио. Но в своих интервью он часто отмечает, что «не очень любит академическую среду». Тем не менее, композитор на протяжении всего творческого пути стремится воплощать «единство музыкальных противоположностей», показывая плодотворным может быть этот союз.

Первый полупрофессиональный музыкальный опыт итальянского маэстро представлял собой участие в джаз-рок группе Venegoni & Co (1978-80), которая записала два альбома с его участием. Параллельно Эйнауди продолжал своё классическое образование. В русле классической музыки композитор успел создать множество различных композиций, как камерных, так и оркестровых, звучащих со многих знаменитых сцен мира, в том числе в театре «Ла Скала». А в 1984 году был поставлен первый его балет «Sul filo di Orfeo».

Но даже успешная карьера в академической музыке не стала пределом. Людовико непрестанно обращается к самым разным источникам: от авангардизма до старинной музыки, от джаза и рока до современной музыки. Не чурается он также экспериментов с электроникой, этнической или даже поп-музыкой, а в своём интервью The Guardian он однажды сказал: «Всю жизнь рок-н-ролл был близок моему сердцу».

Поэтому совсем не удивительным кажется тот факт, что на протяжении всей карьеры он сотрудничал с известными музыкантами самых разных направлений, среди них Баллаке Сиссоко, Дживан Гаспарян, Меркан Деде, Роберт и Рональд Липпок. Постоянно экспериментируя с классическими и популярными жанрами Эйнауди удалось сформировать один из самых необычных музыкальных стилей современности.

Благодаря чему он стал единственным музыкантом с классическими корнями, принявшем участие в первом фестивале iTunes в 2007 году (c 2015 Apple Music Festival) вместе с такими популярными группами со всего мира как Oasis, Placebo и Franz Ferdinand.

Несмотря на то, что за Эйнауди прочно закрепился образ академического «бунтаря», его музыка не звучит по-бунтарски, она мягкая и успокаивающая, чем-то напоминает произведения Нильса Фрама и, в каком-то смысле, даже настраивает на интроспекцию. Например, последний альбом «Elements», посвященный его наставнику Лучано Берио, стал результатом долгих часов работы в библиотеках по всей Италии, чтения греческих философов и работ Василия Кандинского, а также изучения периодической таблицы элементов.

Также Эйнауди знаменит как создатель саундтреков к фильмам и телепередачам, среди них английский мини-сериал «Доктор Живаго» и «X-Factor». Международное признание композитору принёс его альбом 1996 года «Le Onde», после чего последовала целая серия альбомов, более чем благосклонно встреченных слушателями: «Eden Roc» в 1999, «I Giorni» в 2001, «Una mattina» в 2004, «Divenire» в 2008, «Nightbook» в 2009, «In a time lapse» в 2013 и уже упомянутый «Elements», вышедший в 2015.

Среди поклонников творчества композитора есть немало молодых людей. Как отметили The Guardian, публика на концерте Людовико Эйнауди не смотрелась бы инородно даже на концерте Arctic Monkeys. Сам композитор объясняет это тем, что он вплетает в свою работу те же чувства радости, потери, желания и разочарования, которые можно найти даже в самой простонародной песенке. «Мне нравится эта прямота в музыке», говорит он.

Наверное, поэтому Эйнауди часто использует «цитаты» из Portishead, Radiohead и даже Eminem, если ему кажется, что они лучше служат для отражения эмоций современного слушателя, чем темы классиков прошлого. Свои концерты композитор рассматривает как форму коллективной медитации, стремясь при помощи музыки дать возможность каждому найти и почувствовать собственное пространство, что имеет почти терапевтический эффект.

В конце концов остается лишь констатировать – Людовико Эйнауди музыкальный герой нашего времени, он, как никто другой понимает господствующую ныне атмосферу взаимопроникновения понятий и явлений. Конечно, Эйнауди не первопроходец, однако, он вот уже какое десятилетие виртуозно балансирует на тонкой грани между классикой и популярной музыкой, не срываясь ни в ту, ни в другую крайность, что гарантирует ему успех среди самой разнородной аудитории.

Рекомендуем:
  1. Ludovico Einaudi «Una mattina (Full Album).
  2. Ludovico Einaudi «Elements (Full Album).
  3. Ludovico Einaudi «Night».
  4. Ludovico Einaudi «Numbers».