Академическая музыка XX века в лицах

Статья №5: Цитатный «World music». Творчество Освальдо Голихова

Освальдо Голихов – один из самых востребованных авторов сегодня. И многие считают его наиболее одаренным композитором своего поколения. Concepture публикует пятую статью из курса «Академическая музыка XX века в лицах», посвященную цитатному гению аргентинского композитора.
Статья №5: Цитатный «World music». Творчество Освальдо Голихова

Возможно, именно по причине своей талантливости Голихов и получил «премию гениев» – стипендию Мак-Артура. Другой стипендиат этой премии, музыкальный критик Алекс Росс, скажет о нем, что главная его заслуга в том, что Голихов «показывает, что классическая музыка XXI века может быть неевропейской».

Первоначальную известность он получил за небольшие сочинения: приблизительно с начала 90х Голихов сотрудничает с очень известными коллективами и исполнителями – Сент-Лоуренс-квартет, Кронос-квартет, певицей Дон Апшоу, гитаристом Густаво Сантаолалья.

Однако мировую славу и признание в академической среде Освальдо получил благодаря Академии Баха, которая в 2000 году (к 250-летию смерти Иоганна Себастьяна Баха) заказала ему ораторию.  Всего было заказано 4 оратории на тему Страстей Христовых: Голихову достались «Страсти по Марку», а остальные написаны такими не менее известными композиторами как Софья Губайдулина, Тань Дун и Вольфганг Рим.

Как известно, сам Бах написал 4 или 5 пассионов, но сохранились лишь «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну). «Страсти по Марку» были написаны в совершенно непривычной манере: основной акцент сделан на голоса и ударные, причем это не классические оркестровые ударные, а целый ряд африкано-карибских перкуссий. Сам автор скажет о своем произведении:

«Чувствую, что должен представить того Иисуса, который такой же настоящий, как баховский, но который остаётся пока большей частью не услышанным. Иисус может быть очень бледен и выглядеть очень по-европейски, но в Гватемале он – чёрный. Я был в Иерусалиме и Вифлееме, и я видел тех людей, и они выглядят не так, как на тех старых итальянских картинах, уверяю Вас!»

Это произведение стало своего рода визитной карточкой Освальдо Голихова, поэтому, когда в 2006 году в Нью-Йорке был организован фестиваль, посвященный ему как композитору года, то назвали его «Страсти по Освальдо Голихову». На этом фестивале исполнили оперу Голихова, посвященную судьбе Федерико Гарсии Лорки – «Ainadamar: Фонтан слез» (в следующем году она получит Грэмми).

Однако, по примеру своих старших коллег Голихов работает не только в больших и камерных жанрах, но и пишет музыку к фильмам, среди них – «Человек, который плакал» Салли Поттер, «Молодость без молодости» и «Тетро» Френсиса Форда Копполы, «Присяга» Лоры Пойтрас.

Стиль музыки Освальдо Голихова очень сложно охарактеризовать. Пожалуй, наиболее удачным является выражение world music. Это своего рода сплав самых разных традиций и стилей: аргентинское танго нуэво, бразильская босса-нова, испанское фламенко, еврейский клезмер, католическая традиция церковного пения, арабские, африканские и карибские ритмы.

То же самое касается и тем, вдохновляющих его произведения, в них обнаруживается испаноязычная лирика (Пабло Неруда, Лорка, Росалия де Кастро), но также и другие авторы (Эмили Дикинсон, Мирча Элиаде, Эли Визель и др.).

Эта дикая смесь буквально воплощена в самой биографии композитора. Голихов – еврей, выросший в католической Аргентине, сын выходцев из Румынии и Украины (Голиховские). Его отец Хосе Голихов был врачом, и его родня придерживалась атеистических, прокоммунистических взглядов. Мать Этель Пекаровская была преподавателем фортепиано, большая же часть ее родственников был ортодоксальными иудеями.

Сам Освальдо учился музыке сперва у матери, затем в консерватории Ла-Плата и после продолжал обучение в Израиле и в США (у известного композитора Джорджа Крама). Голихов свободно говорит на трех языках, но в своих произведениях использует гораздо больше (например, в «Страстях по Марку» поют не только на испанском, но и на арамейском).

Популярность композитора порождает и скандалы вокруг его имени. В 2012 году в блогах, а затем и в прессе появилась информация о том, что увертюра «Сидериус», написанная им по заказу крупной ассоциации оркестров США, является плагиатом с сюиты аккордеониста Майкла Уорд-Бергемана.

В своих интервью Голихов и Уорд-Бергеман пояснили, что первоначально эта музыка была написана в соавторстве в ходе работы над фильмом «Тетро». И поскольку в фильм она в итоге не вошла, то каждый был волен использовать этот материал как ему угодно. Однако после этого на Голихова посыпались и другие обвинения в заимствованиях.

Впрочем, в самой академической среде до сих пор нет общепринятого мнения насчет того, какие заимствования считать плагиатом, а какие творческой разработкой. Тем более что даже у классиков, вроде Баха, Моцарта, Чайковского и др. легко найти «музыкальные цитаты».

С уверенностью можно сказать одно – Освальдо Голихов нашел свой стиль (и он действительно во многом цитатный, хотя и не так явно как, например, у Майкла Наймана), и можно только пожелать ему творческого долголетия.

Рекомендуем:
  1. Освальдо Голихов Fish Tale, для гитары и флейты (1998)
  2. Освальдо Голихов Ayre, для сопрано и камерного ансамбля (2004)
  3. Освальдо Голихов K’vakarat, для голоса и камерного оркестра (1994)
  4. Освальдо Голихов Три песни для сопрано и оркестра (2002)