Топ-10 материалов за 2018 год: Искусство и психоанализ
«Вехи»: Эра зеленой феи. Абсент в искусстве
Никакой другой напиток в истории не снискал репутации чего-то порочного и ужасного в большей степени, чем абсент. При этом эра абсента была удивительно недолгой, хотя по-своему плодотворной для богемы. Абсент создал миф, миф о пленительном упадке, о фатальном союзе эротизма, фантазии и смерти. Ему посвящали романы и картины, его готовили и пили, превращая этот ритуал в священнодействие, в причащение к тайне Красоты и Безумия. Об эпохе популярности абсента в искусстве и в жизни рассказывает Concepture.
Академическая музыка XX века в лицах
Серия статей, популярно рассказывающая об академических композиторах XX века.
«Колорит»: «Безумное чаепитие» Алисы. Анализ иллюстраций Артура Рэкхема и Сальвадора Дали
«Алиса в Стране Чудес» по праву может считаться одним из самых цитируемых произведений в культуре ХХ столетия, а знаменитое «безумное чаепитие» – настоящим апофеозом абсурда, неисчерпаемым источником вдохновения и реминисценций. Concepture рассуждает о визуальном воплощении этой сцены в контексте книжной иллюстрации модерна и проводит сравнительный анализ работ Артура Рэкхема и Сальвадора Дали.
«Колорит»: Алхимия символов Альбрехта Дюрера. Загадки «Меланхолии»
Небольшая гравюра Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» занимает особое место в истории живописи. После переоткрытия Дюрера в эпоху романтизма она стала одним из наиболее популярных изображений, использующихся в репродукциях и иллюстрациях. Не менее важно и то, что это очень сложное произведение, переполненное символами и аллегориями, значение которых не так легко расшифровать. И даже после расшифровки многих из них в гравюре остается какая-то загадка. Concepture предлагает свой разбор ключевых образов «Меланхолии».
«Около Кино»: Как высунуть голову из семейной задницы. Рецензия на «Рик и Морти»
Вопросы смысла жизни и поиска в ней удовольствия – частые гости в любой психотерапии. Каждая из них если и не предлагает ответ, то как-то по-своему его комментирует. Concepture разбирается с психоаналитическим подходом через призму вопроса об окончании анализа. А замечательной иллюстрацией к этому разбору будет популярный мультсериал «Рик и Морти», который оказывается способен не только развлекать, но и облекать глубокие идеи в удобную форму.
Мифы и предрассудки о психоанализе
Concepture разбирает семь самых распространенных мифов о психоанализе. В курсе будут исследованы вопросы о научности психоанализа и лечении, о понятии бессознательного и значимости сексуальности, а также проблемы толкования и профессиональных границ.
«Около Кино»: Тема отношений в «Рик и Морти». Фантазм и симптом
Concepture продолжает разговор о массовой культуре и психоанализе. Сегодня мы еще раз обратимся к мультсериалу «Рик и Морти», чтобы прояснить некоторые нюансы таких понятий как «желание», «фантазм», «симптом» и «наслаждение». Именно они являются своеобразным инструментом, с помощью которого можно что-то прояснить в теме отношений.
«Интертекст»: Болезнь знания. Трагедия Эдипа в перспективе психоанализа
Эдип стал героем психоаналитической революции ХХ века, однако пьеса Софокла и до Фрейда никогда не теряла актуальности. Какой ответ дает поверженный царь сокрушившим его богам, почему понятие amor fati («любовь к року») до сих пор вдохновляет философов, и что общего между великой троицей больных знанием – Эдипом, Гамлетом и Фаустом – в материале Concepture.
«Вехи»: Эмансипация руки творца. Автоматическое письмо и его влияние на сюрреализм
Сюрреализм как течение в искусстве зародился в начале 20х годов ХХ века в Париже, а в следующие полвека распространился по всему миру. За это время сюрреализм стал восприниматься как визуальный стиль в духе Дали, Магритта, Дельво и Макса Эрнста. Однако истоком этого течения была литература и прежде всего эксперименты с автоматическим письмом, получившие название «Магнитные поля». Concepture обращается к этому методу, давшему начало одному из наиболее известных течений авангардизма.
Стрит-арт: мышление посредством улиц
Concepture предлагает серию текстов, рассуждающих о стрит-арте в самом широком контексте. Стрит-арт – явление, провоцирующее не только непосредственный отклик, но и ставящее ряд принципиальных вопросов о современности.